Главная  •  История  •  Районы  •  Достопримечательности  •  Фотографии  •  Карта  •  Обои  •  Панорамы  •  Справочник  •  Ссылки  •  Кражи  •  О сайте

 

 

Почему святой Георгий стал символом Москвы.

Еще 15 июля 1464 года на Фролове кой (Спасской) башне появилась сработанная из белого камня скульптура святого Георгия. До этого, как известно, в Москве не поощрялось, согласно православным канонам, искусство скульптуры — как символа идолов. Разрешение церкви на скульптурное изображение святого Георгия, да еще в самом центре столицы, да на знаковой во многих отношениях башне, можно объяснить лишь расширяющимися контактами Руси с Западной Европой, где скульптура в эпоху Возрождения стала неотъемлемой частью храмового искусства.

Но почему же именно этот святой стал главным символом Москвы?

Хорошо известно, что образ святого Георгия знали и почитали в Восточной Европе еще до принятия Русью христианства. Проник он сюда вместе с преданиями христианских миссионеров и полюбился здешним обитателям за свою земледельческую сущность. Ключом он отворял родники, охранял поля, берег колодцы, пас стада и охранял скотину, а случалась беда — землю защищал от недругов.

Русские князья издревле относились к нему с благоговением. Ярослав Мудрый при крещении принял имя Георгий, в 1030 году возвел в честь святого город Юрьев, а еще через семь лет основал в Киеве Георгиевский монастырь...

Главный день Святого Георгия, 23 апреля (6 мая по новому стилю), отмечался на Руси широко. День весеннего Георгия, день тружеников земли как раз перед началом полевых работ!

И все же до XIV века образ Святого Георгия и город Москва существовали словно бы порознь, хотя известно, что уже Дмитрий Донской имел печать с изображением всадника, поражающего змея.

На рубеже XiV—XV веков столицу быстро развивавшегося княжества Московского и образ Святого Георгия связала прочная нить, которую можно назвать логикой их судеб, исторической и житейской: юноша Георгиос, согласно легендам, был родом из знатной семьи. Москву основал тоже знатный князь из рода Рюриковичей. Георгиос совершил много воинских подвигов, и Москва, совсем еще юная, одержала много побед.

За главный подвиг Георгиос принял мученическую смерть, и Москва претерпела в 1382 году беды.

Георгиос, проповедуя христианство, примирил разные народы, крестил языческого царя, и Москва, куда переместился в XIV—XV веках центр православия, несла словом и примером свет христианской надежды и терпимости племенам и народам. Георгиос лишь напугал копьем дракона, но не убил его, и Москва во время «Стояния на Угре» довольствовалась мирным исходом дела.

Георгий охранял тружеников, их поля, дома, скот, и Москва со времен Ивана Калиты (да и раньше, со времен бродников VI—ХI веков) принимала, поощряла людей мирного труда, охраняя их и их труд...

Действительно, много общего в образе святого, великомученика, страстотерпца и города, связывающего воедино людей разных верований и исторического прошлого.

Скульптура святого Георгия на Фроловской башне появилась не вдруг и не случайно. Государству и его столице, Москве, нужна была своя символика. Москва-народ выбрал главным своим покровителем святого Георгия.

Его скульптура осталась на Спасской башне. Он встречал и провожал спокойным взглядом гостей столицы, воинов-победителей, друзей и недругов, он видел кровь, в том числе и кровь русских людей от русских же людей, и мудростью жизни своей, образа своего пытался остудить горячие головы. Не всегда это удавалось. Но всегда жила Москва и по сей день живет вместе со святым Георгием Великомучеником...





© 2008-14 гг.     ГЛАВНАЯ    ИСТОРИЯ  •  РАЙОНЫ  •  ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ  •  ФОТОГАЛЕРЕЯ  •  КАРТА  •  ССЫЛКИ
  •  ОБОИ  •  ПАНОРАМЫ  •  СПРАВОЧНИК  •  О САЙТЕ