Главная  •  История  •  Районы  •  Достопримечательности  •  Фотографии  •  Карта  •  Обои  •  Панорамы  •  Справочник  •  Ссылки  •  Кражи  •  О сайте

 

  3D сетка для сита 70 TBC для всех порошков

Почему святой Георгий стал символом Москвы.

Еще 15 июля 1464 года на Фролове кой (Спасской) башне появилась сработанная из белого камня скульптура святого Георгия. До этого, как известно, в Москве не поощрялось, согласно православным канонам, искусство скульптуры — как символа идолов. Разрешение церкви на скульптурное изображение святого Георгия, да еще в самом центре столицы, да на знаковой во многих отношениях башне, можно объяснить лишь расширяющимися контактами Руси с Западной Европой, где скульптура в эпоху Возрождения стала неотъемлемой частью храмового искусства.

Но почему же именно этот святой стал главным символом Москвы?

Хорошо известно, что образ святого Георгия знали и почитали в Восточной Европе еще до принятия Русью христианства. Проник он сюда вместе с преданиями христианских миссионеров и полюбился здешним обитателям за свою земледельческую сущность. Ключом он отворял родники, охранял поля, берег колодцы, пас стада и охранял скотину, а случалась беда — землю защищал от недругов.

Русские князья издревле относились к нему с благоговением. Ярослав Мудрый при крещении принял имя Георгий, в 1030 году возвел в честь святого город Юрьев, а еще через семь лет основал в Киеве Георгиевский монастырь...

Главный день Святого Георгия, 23 апреля (6 мая по новому стилю), отмечался на Руси широко. День весеннего Георгия, день тружеников земли как раз перед началом полевых работ!

И все же до XIV века образ Святого Георгия и город Москва существовали словно бы порознь, хотя известно, что уже Дмитрий Донской имел печать с изображением всадника, поражающего змея.

На рубеже XiV—XV веков столицу быстро развивавшегося княжества Московского и образ Святого Георгия связала прочная нить, которую можно назвать логикой их судеб, исторической и житейской: юноша Георгиос, согласно легендам, был родом из знатной семьи. Москву основал тоже знатный князь из рода Рюриковичей. Георгиос совершил много воинских подвигов, и Москва, совсем еще юная, одержала много побед.

За главный подвиг Георгиос принял мученическую смерть, и Москва претерпела в 1382 году беды.

Георгиос, проповедуя христианство, примирил разные народы, крестил языческого царя, и Москва, куда переместился в XIV—XV веках центр православия, несла словом и примером свет христианской надежды и терпимости племенам и народам. Георгиос лишь напугал копьем дракона, но не убил его, и Москва во время «Стояния на Угре» довольствовалась мирным исходом дела.

Георгий охранял тружеников, их поля, дома, скот, и Москва со времен Ивана Калиты (да и раньше, со времен бродников VI—ХI веков) принимала, поощряла людей мирного труда, охраняя их и их труд...

Действительно, много общего в образе святого, великомученика, страстотерпца и города, связывающего воедино людей разных верований и исторического прошлого.

Скульптура святого Георгия на Фроловской башне появилась не вдруг и не случайно. Государству и его столице, Москве, нужна была своя символика. Москва-народ выбрал главным своим покровителем святого Георгия.

Его скульптура осталась на Спасской башне. Он встречал и провожал спокойным взглядом гостей столицы, воинов-победителей, друзей и недругов, он видел кровь, в том числе и кровь русских людей от русских же людей, и мудростью жизни своей, образа своего пытался остудить горячие головы. Не всегда это удавалось. Но всегда жила Москва и по сей день живет вместе со святым Георгием Великомучеником...





© 2008-14 гг.     ГЛАВНАЯ    ИСТОРИЯ  •  РАЙОНЫ  •  ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ  •  ФОТОГАЛЕРЕЯ  •  КАРТА  •  ССЫЛКИ
  •  ОБОИ  •  ПАНОРАМЫ  •  СПРАВОЧНИК  •  О САЙТЕ