Главная  •  История  •  Районы  •  Достопримечательности  •  Фотографии  •  Карта  •  Обои  •  Панорамы  •  Справочник  •  Ссылки  •  Кражи  •  О сайте

 

Горящие туры в Италию - на этом сайте, от туристического оператора Сага.  

CЗАО Район Южное Тушино

Село Тушино получило название по фамилии своих прежних владельцев. Их родоначальником был киевский боярин Нестер Рябец. Легенда рассказывает, что в конце XIII или в начале XIV в., когда разоренная усобицами Киевская земля оказалась под властью литовских князей, он с большой военной дружиной и многочисленными домочадцами и челядью ушел из родных мест на службу к московскому князю. Для их поселения было выделено место за Белым городом, и название Киевцы долгое время сохраняла местность на берегу реки Москвы близ нынешней Остоженки и Крымского моста.

Нередко в Тушино останавливались для последнего ночлега перед Москвой иноземные посольства. Так, в 1602 г., когда Москва ожидала герцога Ганса Шлезвиг-Голштинского, возможного претендента на шведский престол, которого Борис Годунов прочил в женихи своей дочери, гофмейстер и личный секретарь герцога записал в дневнике путешествия: "18 сентября. Приехали в большую деревню, называемую Тушино, менее чем в 2 милях от Москвы и лежащую у большой реки... Стояли мы большей частью в домах, но я и некоторые другие в палатках, в поле".

В 1852 г. в Тушино было 75 дворов и 420 жителей обоего пола, а в 1899 г. - 165 дворов и 846 жителей.

После реформы 1861 г. деревня числилась в составе Всехсвятской административной волости. Большое значение для деревни Тушино имела деятельность образованных после реформы земских организаций, которые вели работы по строительству дорог, школ и больниц в сельской местности. Земство провело реконструкцию Волоколамского шоссе, построило мост через Сходню и установило заставу, взимавшую плату за перевозку грузов по шоссе, а также и за проезд по мосту.

Взрослые крестьяне и их дети обычно обучались грамоте у солдат кавалерийского эскадрона, размещавшегося летом в лагере на известном в истории Тушинском поле.
В 1876 г. было открыто земское четырехклассное училище для детей из Тушина, Спаса, Братцева, Петрова и Щукина, на содержание которого земство расходовало более тысячи рублей в год.

Гонка плотов из далекого Гжатского уезда уже не упоминается в числе главных занятий. Однако теперь тушинские крестьяне стали известны пиратскими налетами на зазевавшихся плотовщиков. На Москве реке близ Тушина был небольшой островок, во время паводка едва прикрывавшийся водой. Многие сплавщики, не знакомые с фарватером, сажали свои плоты на эту мель. И тотчас же со стороны деревни к ним устремлялись лодки с крестьянами, вооруженными топорами, крючьями, баграми. В считанные минуты они растаскивали плот по бревнышку. Несчастные сплавщики, боясь быть утопленными, порой безропотно отдавали бревна деревенским разбойникам.

В промышленном развитии местности решающую роль сыграли старинные мельничные места на речке Сходне. По крайней мере, четыре из них сохранились на протяжении трех столетий, превратившись к XIX в. в сукновальные предприятия. Около 1812 г. они перешли от генерала Барятинского к богатому московскому купцу, почетниму гражданину П.И. Рыбникову, устроившему на одной из них довольно крупную сукновальную фабрику с двухэтажными деревянными производственными корпусами. Однако он предпочитал сдавать фабричные "места" в аренду другим предпринимателям.

Фабрику около села Спас арендовал у него в 1866 г. и перестроил московский купец Владимир Никандрович Сувиров, в 1880-х гг. на ней работало около 1000 человек. В 1875 г. Сувиров осваивает и бывшую Мостовую мельницу около Тушина под небольшое сукновальное заведение. Его брат, Иван Никандрович Сувиров, свою ткацкую фабрику при деревне Иваньково перевел в 1879 г. к селу Братцеву (теперь фабрика "Победа труда"), а также основал сукновальное заведение на прежней Борисовской мельнице близ села Спас. Место в устье реки Сходни в 1870 г. арендовал у Рыбникова купец Е.Х. Белишев. Здесь было устроено шерстопрядильное и суконноткацкое заведение на 100-120 рабочих. Около деревни Гаврилково строит большую фабрику на 1000 рабочих московский купец В.И. Иокиш.

Перевозка товаров для фабрик, а затем строительных материалов при прокладке в 1899-1901 гг. Московско-Виндавской железной дороги стали существенной доходной статьей для тушинских ломовых извозчиков.

Фабричные предприятия в годы гражданской войны из-за недостатка сырья порой работали по три-четыре часа в день, но не останавливали производства. Однако в начале 20-х гг. одна за другой закрываются все фабрики, кроме Братцевской (теперь "Победа труда"). Часть бывших рабочих осела в окрестных деревнях.

Деревня Тушино к 1927 г. разрослась до 253 дворов, а ее население составило 1296 человек. Но хозяйство крестьян даже в условиях новой экономической политики значительно ухудшилось.

При новом районировании в 1929 г. Тушино вошло в Сходненский, а с 1932 г. - в Красногорский район.

В 1930 г. был создан колхоз, развивавшийся довольно успешно. Его главным направлением стало овощеводство. В 1939 и 1940 гг. колхоз был участником ВСХВ. Но в это временя сельское хозяйство отступает на второй план в связи с развернувшимся в окрестностях промышленным строительством.

1929 г. в корпусах бывшего завода "Проводник" приступило к работе новое предприятие - Тушинская чулочная фабрика с четырехтысячным коллективом рабочих. Возобновилась работа бумаго-прядильной фабрики ( бывшая фабрика Белишева на речке Химке), которая в дальнейшем перешла на производство шитых ремней. Большие перемены, связанные с началом бурного развития советской авиации, происходили непосредственно около деревни Тушино.

В 1929 г. по соседству с деревней Тушино на пойменном лугу была основана летная школа Осоавиахима с небольшим аэродромом. В 1930 г. рядом с ней, ближе к железной дороге, строится планерный завод, освоивший серийное производство летательных аппаратов, столь необходимых для обучения будущих летчиков. Около железнодорожной станции появляются небольшие кустарные мастерские по ремонту аэропланов. В помещениях бывшей фабрики Третьякова размещается парашютная фабрика.

В 1931 г. рядом с деревнями Захарково и Алешкино строится аэродром ГВФ, а весной 1932 г. развернулось строительство авиамоторного завода у железнодорожной станции Тушино и авиационного завода ближе к аэродрому ГВФ. Для осуществления этой огромной работы была создана специализированная организация - "Тушинская стройка", объединявшая несколько тысяч рабочих.

На месте лесов и болот вырос большой барачный поселок, размещавший и строителей, и рабочих строящихся заводов.

В 1933 г. вступил в строй авиамоторный завод, предназначенный для производства поршневых звездчатых моторов для легкой авиации, в том числе и для самолетов Тушинского авиационного завода.

Почти одновременно на территории Тушинской стройки развертываются работы, связанные со строительством канала Москва-Волга и Химкинского водохранилища. Строительство канала Москва-Волга закончилось только в 1937 г. После того, как было заполнено водой Химкинское водохранилище.

В июне 1943 г. было принято решение о выводе Тушина из состава Красногорского района и предоставлении ему статуса города областного подчинения.

К 1960 г., на момент вступления в состав Москвы, в городе насчитывалось 67 улиц, имелись 14 школ, 2 техникума, 3 училища, 65 библиотек, городской дворец культуры и народный театр, дом культуры, строилась больница на 250 мест и была организована детская больница.

Последующие годы характеризуются ускоренными темпами развития, и в 1968 г. в составе Москвы выделяется Тушинский район. На территорию Тушина выведены из центра города ряд крупнейших научно-исследовательских институтов: строительного и дорожного машиностроения, автомобильного транспорта, астрофизики и др. В Северном Тушине в 1980 г., на средства от Всесоюзного субботника построен комплекс крупнейшей детской больницы, вступили в строй 20-этажное общежитие и учебный комплекс Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева.

На Волоколамском шоссе разместились Академия коммунального хозяйства им. Памфилова с ее опытно-экспериментальным заводом, переведенный из Иванькова завод "Термометр", вошедший в производственное объединение. "Темп" и освоивший выпуск технологического оборудования для приборостроения, ряд транспортных предприятий. Из небольших артелей выросли в крупные промышленные предприятия фабрика "Победа", объединение "Художественная роспись".

Район Южное Тушино занимает центральное положение на территории Северо-Западного административного округа. Главной магистралью района является улица Свободы, которая соединяет районы Северное Тушино, Южное Тушино и Покровское-Стрешнево с Волоколамским шоссе.

Площадь территории района составляет 1170 га. Численность населения около 80 тыс. человек.




© 2008-14 гг.     ГЛАВНАЯ    ИСТОРИЯ  •  РАЙОНЫ  •  ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ  •  ФОТОГАЛЕРЕЯ  •  КАРТА  •  ССЫЛКИ
  •  ОБОИ  •  ПАНОРАМЫ  •  СПРАВОЧНИК  •  О САЙТЕ